антон шутов (shutov_sparkle) wrote,
антон шутов
shutov_sparkle

Category:

ЭКСТРАСЕНСОРИКА, КИНО И ЗАПРЕЩЁННАЯ ШКОЛА

         ЭКСТРАСЕНСОРИКА, КИНО И ЗАПРЕЩЁННАЯ ШКОЛА
         из моего детства


         НА СЪЁМКАХ
         ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ФИЛЬМА

         46.75 КБ

         [ это я в кадре. мне восемь лет ]


         мы, салаги, глаз не cводили c камер и кричали наперебой: "снимите меня! снимите меня!". снимали документальный фильм для всесоюзного показа.

         советский народ в тот год интересовала маленькая школа, в которой я учился. с первого класса там преподавали экстрасенсорику, культуру личности, художественное слово и пр.

         ещё раз скажу после перечисленного: это были советские годы.

         теперь у меня оказался диск со скудными фрагментами того документального фильма.


                   запись в ЖЖ весной 2005:

         Совсем недавно, исследуя один книжный магазин, разбирал часть стеллажа, посвященную философии. И среди книг был поражен одной, небольшой, в мягкой обложке. Поразил автор этой книги, а точнее, я был очень удивлен, что автором оказался один из главных педагогов моей жизни, моя первая учительница из необыкновенной школы, где я, благодаря случаю, обучался первые три класса. Пятнадцать лет прошло с той поры, когда обучение было красочным, ярким: Конечно в те годы я не мог оценить, насколько всё было велико и необыкновенно, насколько всё буквально выпадало из времени и быта конца восьмидесятых.

         Это была школа доверия - школа открытой свободы, где из мальчишек и девчонок педагог, автор той самой книги, ваяла нестандартно мыслящих, окрыленных личностей, полных творчества.

         Сам посуди, в нашей школьной программе были такие дисциплины:

         - экстрасенсорика
         - культура личности
         - дидактический аутотренинг
         - художественное слово
         - искусство живой речи
         - хореография

         Помню, один день был посвящен символике "инь-янь". полдня на изготовление, полдня на изучение.

         Слово "уроки" педагог отменила сразу же.
         - Урок, - говорила она. - Так звучит, будто тебя наказывают, или дают сердитые наставления. Не лучше ли будет, дорогие мои, если мы будем говорить вместо слова "уроки" слово "встречи"?
         - Будет лучше! Лучше будет! - галдели мы в ответ.

         Представить только! Это было в тот период, когда остальные школы страны были казематами бездушия, ограничителями школьной программы, долбежничеством, угрозой плохих отметок, зияющих красными строчками дневников, взнузданной сдачей металлолома, гневно и страшно трещащими о доски указками и контрольными работами, вгоняющими в страх.

         Удивляйся дальше. В нашей школе не было никаких домашних заданий. Там не было журнала посещений, посещении уроков (ну, то есть "встреч") было совершенно свободно. Программу по одному предмету, или целому классу, можно было сдать в краткие сроки экстерном. Более того, там не было деления на классы: мы, младшие ученики учились вместе со взрослыми учениками. Помню отлично и зажмуриваюсь от умиления и нежности, когда восьмиклассница Жанна склонившись надо мной-второклассником, помогает мне разобраться с заданиями в учебнике природоведения, а в это время около доски старшеклассник Петр вместе с моей одногодкой Галей разбираются как решить задачку про килограммы.

         В углу нашего класса стоял столик с едой и большущим самоваром: в любую секунду встань из-за парты и подойди.
         Про нас сняли документальный фильм. Журналисты из московских изданий приезжали один за другим. Бывало, неделю жили в нашем коллективе (небольшом коллективе, я не сказал?). До сих пор стыдно, что мой глуповатый вопрос - "есть ли в москве НЛО?" - автор вспомнил в тексте одной журнальной статьи.

         Несколько дней мы занимаемся только английским (во втором классе, тогда это было необычно), следующие несколько дней только биоэнергетикой, следующие несколько дней только хореографией, следующие только математикой... и так далее...

         Публичные конфликты "ученик-ученик" и "учитель-ученик" разбирали публично. К непубличным конфликтам никто не имел права прикасаться. Если ученикам не нравился кто-то из педагогов, мы устраивали собрание и прощались с ним (на моей памяти двоих мы отправили из школы). Педагогов принимали на работу тоже только после знакомства с учениками.

         На уроках пели песни. После уроков толпой шли по домам.

         Свобода без нареканий и ограничений. Если ты устал сидеть за партой, встань и выйди, погуляй, неподалеку приятная рощица, стадион.

         Удивительно и красиво, что наша школа располагалась в одном из городских Дворцов Культуры, на третьем этаже: в классах были огромные окна, почти стены из стекла, мы прогуливались на переменах по красивым паркетным коридорам и мраморным лестницам... Каждую неделю по четвергам был школьный просмотр кинофильмов и мультфильмов, которые привозили в ДК, билет стоил 10 копеек.

         После третьего класса родители, испугавшись свободных нравов педагога-экспериментатора, меня перевели в обыкновенную школу.

         Это было ужасно. Тогда я узнал, что значит учиться в обыкновенной школе со всеми её "прелестями" и был задавлен, истерзан, вымучен, прижат, а самое главное, испуган.

         Но зато я знал, что такое Свобода. И понимание этого, пришедшее только после потери этой самой Свободы, теплилось во мне все последующие годы, и сейчас оно поддерживает меня. Ещё школа доверия принесла огромный творческий заряд на всю оставшуюся жизнь.

         Педагоги республики крутили пальцами у виска, оглядываясь на нашу руководительницу. Они говорили, мол, так нельзя доверять детей самим же себе, что такие методики могут привести к печальным последствиям несоциализованной личности (как?!).

         Школа доверия была ликвидирована просуществовав лет шесть. Запретили её

         Я чувствую её могущество, верю в неё и часто вспоминаю многое из того, что было собрано там за три счастливых года.

         Педагога своего я потом так и не видел. Поэтому и оцепенел, найдя в книжном магазине её издание.

         И вот спустя 15 лет, я набрался смелости и позвонил ей. Через час уже сидел в гостях и мы разговаривали. Долгая была беседа. Я продемонстрировал ей книгу, которую купил. Она совершила на страницах памятную надпись. В ответ я подарил свою, тоже с памятной надписью. И ещё оставил пачку номеров своих газет, которые какое-то время издавал.


         ТЕПЕРЬ КАДРЫ ИЗ ФИЛЬМА:

         44.82 КБ

         вспомнилось мне: мальчишка, который в центре кадра, терпеть не мог свои кудрявые волосы. не нравилось ему, что волосы завиваются.
         я (по-прежнему, красная стрелка) нашёл для него выход тогда:
         - слушай, - говорю. - чтобы волосы выпрямились, нет ничего лучше, чем ток. давай возьмем провода, засунем их в розетку и ты подержишься за них какое-то время. волосы тут же выпрямятся, точно знаю!
         - да?
         - или клей. берёшь клей. канцелярский, прозрачный. и льешь на голову. они распрямятся, будут, во! жёсткими и прямыми!
         как хорошо, что не осуществили ни тот опыт, ни другой.

         78.28 КБ

         75.78 КБ

         я вообще был добрым пацаном. не замечая камеры, без палева, засыпал товарищу лицо снегом. товарищ мучается, но терпит. дружба же - это ценность.

         66.24 КБ

         56.87 КБ

         55.83 КБ

         потрясающе здорово, что записи тех дней сохранились.

         я прислушивался к своему голосу на той плёнке: высокий и тонкий, как у хомячка. я кричал там руководителю запрещённой школы: "зоя михайловна, смотрите, я ворона!". это очень смешно.

         всё происходило в йошкар-оле - город, примерно в 800 км от москвы.

Subscribe

  • мой новый друг - МЫШЬ

    Эта история о доброй и сметливой мыши. И о наших отношениях. Всё начинается в один вечер ноября, где в моем доме собрались люди… Кухня заполнена…

  • иди и ешь

    про фастфуд обычно говорят плохо. якобы фастфуд, это не выбранная еда, просто предложенные паки, их цель быстро утолить себя и при этом дёшево; во…

  • НЕЛЁГКАЯ РУКА // история с кассиром

    вот очередная немного драматичная история. она происходит в супермаркете. я стою в очереди к кассе. а там одна женщина есть, среди кассиров, она…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 44 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • мой новый друг - МЫШЬ

    Эта история о доброй и сметливой мыши. И о наших отношениях. Всё начинается в один вечер ноября, где в моем доме собрались люди… Кухня заполнена…

  • иди и ешь

    про фастфуд обычно говорят плохо. якобы фастфуд, это не выбранная еда, просто предложенные паки, их цель быстро утолить себя и при этом дёшево; во…

  • НЕЛЁГКАЯ РУКА // история с кассиром

    вот очередная немного драматичная история. она происходит в супермаркете. я стою в очереди к кассе. а там одна женщина есть, среди кассиров, она…