антон шутов (shutov_sparkle) wrote,
антон шутов
shutov_sparkle

Categories:

про жизнь цыган


        upd: кто хочет больше узнать о современных российских цыганах, советую заглянуть в журнал и профайл к gipsylilya, там на эту тему много редкого и интересного материала из первых уст


        НЕМНОГО ПРО ЦЫГАН

        

        ...но не о том, как цыгане колдуют и лапошат, не о том, где живут и сколько должны порпошайничать, не о горах злата, особняках и мерседесах. а вообще... немного про жизнь их и обычаи. набор фактов, да плюс в финале поста небольшой вокабуляр.

        Сейчас уже точно установлено, что цыгане происходят из Северной Индии. Однако неизвестно (и, вероятно, это так и останется загадкой), что толкнуло их на исход из этого региона и когда он начался.


        
        Из-за смуглой кожи и яркой одежды цыган некоторые наблюдатели решили, что они – потомки самих древних египтян. Такое предположение быстро стало общепринятым, и их стали называть египтянами. Постепенно это слово в английском языке подверглось сокращению (Egyptians, Gyptians, Gypsies).

        Цыганское слово для обозначения Бога – «Дуввель» («Девель» или «Дэл» в разных диалектах), а для обозначения дьявола – «бен» («бенгх»). Бога скорее ассоциируют с солнцем, луной, небом, тучами и звёздами, а не с человекоподобным существом. Дьявол – это также скорее отрицательная сила, а не злобное существо.

        «Наги» – это азиатский эквивалент русалок и сирен (изначальное значение этого слова – «морской народ»). В древние времена люди верили в реальность существ в виде полулюдей, полурыб и даже полузмей. Считалось, что они управляют погодой и потому могут вызывать дождь, что обитают они во дворцах на дне океана, реки, озера или пруда, где охраняют свои сокровища. Если их оскорбить, они могут отомстить, но если с ними подружиться – принесут удачу. Им нравится, когда им дарят молоко, монеты и еду; всё это цыгане оставляют под деревьями возле воды или священного колодца.

        Вардо – цыганский семейный дом на колёсах. Это повозка на конной тяге, отделанная резьбой и другими украшениями. Здесь хранится имущество семьи. Вся семья спит в вардо, а в хорошую погоду может сооружаться и бендер для детей (цыганские палатки-шалаши). Цыгане считают, что ни рождение, ни смерть не должны осквернять дом. Роды проходят в бендерах, которые ставят в стороне от вардо; туда же помещают человека, находящегося при смерти. Ни один уважающий себя цыган не станет умирать на кровати в вардо.

        Цыганское слово для обозначения ведьмы – «шувихани» («колдун» – «шувихано»), бывает, оно сокращается до «шувани», а в некоторых регионах – до «шувни». (Иногда его произносят как «чувихани».) Буквальное его значение – «ведающая сокровенным знанием». Тригг пишет, что шувани «выполняют важную функцию в цыганском обществе, так как способны благословлять и проклинать, исцелять и насылать болезни… чувихани уважают как за мудрость, так и за знание колдовских верований и ритуалов». Она же хранит сведения о всех общественных правилах, о магических ритуалах, таких, например, как наречение младенца именем и бракосочетание. Нигде цыгане не считают ведьм злыми, достойными порицания. Они всего лишь представительницы странствующего народа, обладающие особым знанием и способностями, которые могут использовать на благо или во зло – как им захочется.

        Иногда на то, что ребёнок станет колдуном или ведьмой, указывает знак на его теле при рождении. Некоторые называют такие знаки «стигматами», объясняя их происхождение травмами, полученными отцом или матерью непосредственно перед рождением ребёнка. Например, если отца лягнула лошадь и ребёнок родился с отметиной в виде подковы, то это считается знаком того, что он может стать шувани. Ребёнка будут воспитывать соответствующим образом под руководством знающего человека. К матери такого ребёнка также относятся с величайшим почтением; как выразился один писатель: «Смотрят на неё как на богиню-мать и почитают».

        «Чин ту джид, чин ада бала джиден» - «Живи ты столько, сколько будут жить эти волосы».

        Есть некоторые свидетельства, например в мифологии цыган Средней Азии, что некогда они почитали солнце в образе бога Обертсши. В некоторых регионах Луну также почитали как бога – например, Алако у скандинавских цыган. На полнолуние собирались многие цыганские племена. В это время обычно устраивали свадьбы. Полнолуние было (а во многих областях остаётся и до сих пор) праздником, подходящим временем для колдовских занятий.

        Чанти, праздник Ганеши, индийского слоноголового бога, – это солнечный праздник. Западные цыгане отмечают его во время Лугнасада, августовского шабаша ведьм (викка). Некоторые отмечают Шанти в день солнцестояния. Во время этого праздника нельзя смотреть на луну: считается, что это принесёт несчастье.

        Цыганам приписывают и культ фаллоса. Это, конечно же, один из наиболее частых культовых объектов в Индии, на исторической родине цыган, где распространён культ Шивы и почитание как лингама (мужского полового органа), так и йони (женского полового органа). Культ фаллоса встречается во многих примитивных системах верований в самые разные исторические периоды; фаллос считался символом плодородия. Югославские цыгане называют мужской половой орган «кар». Тригг пишет: «Кар настолько священен… что он упоминается в цыганских молитвах».

        Цыгане верят, что ребёнок рождается в мире мощных сил, как положительных, так и отрицательных. Вскоре после рождения его нужно окропить солёной водой и дать имя, это своего рода «крещение». (Многие также окуривают новорождённого ладаном, как поступают, например, члены современной викки.) В Скандинавии у входа в шалаш, где родился ребёнок, разжигают большой костёр. Его назначение – отогнать злых духов на время «крещения» младенца. В результате о борьбе добрых и злых начал на земле цыган будет помнить на протяжении всей своей жизни.

        Цыгане хотя и придерживаются так называемого «мужского шовинизма», в религиозной сфере предпочитают поклоняться женским образам. У них, например, есть святая, которую они называют «Чёрная Сара» или «Сара Кали». Во многих отношениях она отличается от святой Сары у католиков. О ней есть две легенды. Согласно одной легенде, египтянка Сара была служанкой Марии Саломеи и Марии Якобы (матерей святых Якова и Иоанна, родственниц Марии Магдалины) и путешествовала вместе с ними. После жестокого шторма Сара спасла их, найдя по звёздам путь к берегу.

        Слово кали с цыганского переводится двояко: «чёрная» и «цыганка». Статуя Сары находится там, где предположительно высадились две Марии – в крипте церкви Святых Марий Морских на острове Камарг, близ устья реки Роны. К этой церкви ежегодно совершают паломничество тысячи цыган. До 1912 года заходить в крипту могли только они, но сейчас посетить её может каждый. Клебер описывает это помещение так: «Слева, как войдёшь, располагается старый алтарь, языческий (некоторые говорят, что он предназначался для жертвоприношения быков Митре, но этому нет доказательств), в центре стоит христианский алтарь III века, а справа – статуя Сары». Одно из традиционных паломничеств совершается утром 25 мая. Огромная процессия направляется к морю, где статую символически погружают в воду, как выразился Клебер, «таким же образом, каким это совершали во всех культах великих богинь плодородия».

        Нужно взять яблоко у вдовы, не поблагодарив её за это. Съешьте одну половину яблока до полуночи, а другую после полуночи. Затем вам должен присниться будущий супруг. Большинство ромов утверждают, что это следует делать в канун Дня святого Андрея (вечером 29 ноября, хотя многие цыгане придерживаются старого стиля и отмечают канун этого праздника 10 декабря). Другие же говорят, что это нужно делать в полнолуние. А некоторые цыгане считают, что вообще неважно, когда это делать.

        Европейский ёж – «хотчи-витчи» – считался у цыган не только деликатесом, но и обладающим целебными свойствами. Выпотрошив ежа, они использовали сине-зелёную железу, похожую на мешочек, в которой содержится маслянистая жидкость, превосходно лечащая заболевания ушей.

        От зубной боли цыгане носят на шее лапку ежа. Считается, что боль можно облегчить, пососав эту лапку.

        Популярное средство красоты – умывание водой, взятой из ведра, в котором кузнец охлаждал подковы.

        Если закопать челюсть лисы у подножия дуба, то это принесёт удачу, того же можно добиться, если шкуру ежа прибить к иве.

         «Ми Доввел опрал, дик туле опрэ манде» - «Мой Бог наверху, посмотри вниз на меня».

                «Колико, то-дивус, акно!
                Ав, ми шукаренгро,
                Менди джал а дром,
                Менди джал а дром».

                «Завтра, сегодня, сейчас!
                Приходи, мой медлительный,
                Мы едем по дороге,
                Мы едем по дороге».

        Для того чтобы узнать, сглазили ребёнка или нет, мать должна принести его к реке или ручью и, удерживая над водой, поднести как можно ближе лицом к воде. Затем она говорит:

                «Вода, вода, спеши!
                Посмотри вверх, посмотри вниз.
                Пусть столько воды попадёт в глаз,
                Сколько было посмотрено на тебя.
                Пусть он сейчас погибнет».

        Если звук текущей воды станет громче, то это знак того, что ребёнка и в самом деле сглазили.
        Если же поток останется таким же, как и прежде, то всё хорошо и ребёнок в безопасности.

        Если человек жалуется на слишком солёную пищу, когда всем остальным она кажется нормальной, то подозревают, что здесь что-то нечисто, и на него смотрят с подозрением.

        «Си коввел аджау» - «Эта вещь чудодейственная».

        В качестве амулетов используют перья. Чёрное перо означает перемену планов, а также послание от богов. Белое перо символизирует нерешительность, необходимость собраться с мыслями и сделать выбор. Красное перо – очень счастливый знак, указывающий на богатство и удачу. Синее перо служит для защиты или свидетельствует о том, что она вам нужна. Коричневое перо – знак доверия и дружбы.

        Согласно одному из цыганских предрассудков, если в семье заканчивается соль, то это отражается на сексуальной силе её членов.

        Соль ассоциируется с сексом у многих народов. Она символизирует семя и жизнь. Даже у христиан в воду для крещения добавляется соль. Цыганская женщина, которая хочет зачать ребёнка, кладёт в путей наряду с другими предметами пакетик соли. Старинный цыганский способ привлечь к себе внимание молодого мужчины заключается в том, что женщина должна обнажённой обойти своё вардо при свете полной Луны, двигаясь вперёд спиной и при этом разбрасывая соль.

        В языке цыган, есть слово «моккади», что означает «нечистый». Женщина в период родов – моккади, вот почему её изолируют в бендере и не пускают в вардо. Всё, чем пользуется эта женщина, также изолируется; её посуда даже моется отдельно от остальной. Её не должен видеть ни один мужчина, в том числе и муж, пока не родится ребёнок; такой период длится от трёх дней до трёх недель. Женщинам вход не воспрещён, но они, проведая роженицу, не дотрагиваются ни до неё, ни до ребёнка из боязни стать моккади.

        При рождении ребёнка часть пуповины и крови закатывается в глиняную бусину. Эту бусину дают ребёнку, когда он подрастёт, с наказом хранить всю жизнь. После смерти человека её растворяют, выпуская дух. Такие бусины называются бусинами «зи», или бусинами души.

        Цыганский мальчик считается взрослым, когда ему исполняется четырнадцать лет. Тогда он сооружает домик для птиц из коры и древесины.
        Этот домик для птиц по своей форме похож на вардо. Мальчик вырезает на нём своё имя, идёт далеко в лес и вешает его на дерево. Внутрь он кладёт пищу. Когда семья снова проезжает через эти места, он идёт проведать домик. Если в нём поселились птицы, это знак того, что «чири-ло» (птица) наблюдает за духом мальчика. Птиц почитают как посланников духов, как символы солнца, ветра, неба и духа, а также как хранителей деревьев.

        Для придания кофе дополнительного вкуса цыгане используют овёс. Пригоршню зёрен кипятят 15 минут в литре воды, затем воду сливают, овёс заливают свежей водой и варят ещё 30 минут. После этого жидкость процеживают, а овёс выкидывают. Готовый отвар добавляют в кофе, который в результате обретает весьма приятный ванильный привкус.

        Если собака катается на земле у ступеней вар-до, значит, за ней пристально наблюдают. Считается, что с той стороны, куда обратится собака после того, как перестанет кататься и встанет, придёт посторонний.

        Внести бродячую кошку в вардо – к несчастью, и детей предупреждают не делать этого. Некоторые цыгане разделяют старинное поверье, по которому кошка может сесть у колыбели ребёнка и «высосать дыхание», поэтому к совсем маленьким детям это животное не подпускают.

        Один: йек
        Два: дуи
        Три: трин
        Четыре: стор
        Пять: панч
        Шесть: шов
        Семь: эфта
        Восемь: тей
        Девять: энин
        Десять: деш
        Двенадцать: буш
        Сто: шёл
        Бубён: бауло тёк или тёк
        Вверху/над: опрэ
        Виски/спиртной напиток: татипани (горячая вода)
        Вода: пани
        Гадание: дуккеринг
        Год: берш
        Горячий, горячо: татти, татто
        Да, нет: ава, какка
        Дерево: рук
        Доктор: драбенгро или мулломенгро
        Дочь/девочка: чавви или чаи
        Дух/привидение: мулло
        Ёж: хотчи-витчи
        Железный чайник: кавви-састер
        Железо: састер
        Жизнь: дживабен
        Заяц: канненгро
        Земля: пув
        Зима: вен
        Змея: сап
        Имя: нав
        Камень: бар
        Колесо: болер
        Кольцо: ангуштри
        Конь/лошадь: граи
        Кот: матчико
        Кровь: ратти
        Кролик: суши
        Кроличья нора: бери
        Крыса: джаспер
        Кузнец: петуленгро
        Лес: веш
        Лето: лилаи
        Лиса: веш-джук (лесная собака)
        Лист/знак: патрин
        Локомотив: састерграи (железный конь)
        Луна: шун
        Молодой: тауни
        Молодость: чал
        Назад: кауло
        Нечистый: моккади
        Нож: чив или чури
        Ночь: рарти
        Огонь: яг
        Перо: пор
        Писатель: лавенгро
        Повозка: ваггон или вардо
        Подкова: петало
        Половина: пош
        Птица: чирило
        Самолёт: састерчирило (железная птица)
        Свеча: мумели
        Серебро: руп
        Смерть/срок жизни: мерипен
        Собака: джук или джуккел
        Соль: лон
        Спасибо: парика тут
        Сын/мальчик: чавво
        Танец: хелапен
        Ты: тутти
        Удача: кушти бок
        Ухо: кан
        Цветок: лулуди
        Чайник: кавви
        Я: манди

        из книги рэймонда бакленда, “цыгане. тайны жизни и традиции»


Subscribe

  • мой новый друг - МЫШЬ

    Эта история о доброй и сметливой мыши. И о наших отношениях. Всё начинается в один вечер ноября, где в моем доме собрались люди… Кухня заполнена…

  • иди и ешь

    про фастфуд обычно говорят плохо. якобы фастфуд, это не выбранная еда, просто предложенные паки, их цель быстро утолить себя и при этом дёшево; во…

  • НЕЛЁГКАЯ РУКА // история с кассиром

    вот очередная немного драматичная история. она происходит в супермаркете. я стою в очереди к кассе. а там одна женщина есть, среди кассиров, она…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 44 comments

  • мой новый друг - МЫШЬ

    Эта история о доброй и сметливой мыши. И о наших отношениях. Всё начинается в один вечер ноября, где в моем доме собрались люди… Кухня заполнена…

  • иди и ешь

    про фастфуд обычно говорят плохо. якобы фастфуд, это не выбранная еда, просто предложенные паки, их цель быстро утолить себя и при этом дёшево; во…

  • НЕЛЁГКАЯ РУКА // история с кассиром

    вот очередная немного драматичная история. она происходит в супермаркете. я стою в очереди к кассе. а там одна женщина есть, среди кассиров, она…