антон шутов (shutov_sparkle) wrote,
антон шутов
shutov_sparkle

Categories:

вдобавок к посту "самая лучшая школа... эх..."

статья из одного старенького альманаха марий-эл конца восьмидесятых про Школу Доверия

ГЕРАКЛЫ ИЗ КЛЯКСЫ (Школа Доверия в Йошкар-Оле)

...Ребятишки набрызгали краски на альбомные листы, потом сложили их пополам, промокнули. Как вы думаете, что у них после этого получилось? Размазанные кляксы?
Взгляд, лишенный воображения, фантазии, пожалуй, этим и ограничится. Но только не у шестилеток Зои Михайловны Агишевой. Для них самое интересное начинается тогда, когда из уродливых замарашек вырастают на бумаге под их руками чудесные бабочки, чебурашки и даже красавцы-Гераклы.
Целый год водила она первоклашек из йошкар-олинской средней школы № 19 на уроки прекрасного в Республиканский музей изобразительных искусств. На этот союз искусствоведов, художников и школьников, о котором так много говорят и мечтают другие, она пошла без лишних слов.


А работники главного центра пропаганды красоты в нашем крае всегда рады встрече с такими, как она, - одержимыми, жадными до всего, что может обогатить души детей.
Впрочем подобные уроки - лишь небольшая часть из задуманного и осуществляемого учительницей.
- Я хочу создать свою методику, свою школу.
Когда услышала от Зои Михайловны эти слова, то, признаюсь, засомневалась. На всю страну-то у нас пять-шесть новаторов. Ведь своя методика - это принципиально новая концепция воспитания и обучения. А это значит - очередные эксперименты на детях. Ох, как много мыльных пузырей видела школа! Ох, как натерпелась от горе-преобразователей!
И в то же время традиционная педагогика, атмосфера старого дома знаний стали настолько душными для творчества, что каждый глоток свежего воздуха ценится на вес золота.
З.М.Агишева в педагогике тринадцать лет. Закончила Казанское педучилище, Марийский педаггический институт. Её специальность - дошкольная педагогика и психология. В школе она работает всего второй год. Но, может быть, в этом и есть её счастье, что ещё свеж взгляд на вещи, на детей?
Учеников в её класс никто не отбирал по степени одаренности или принципу "благополучности" семей. Живут ребята почти все рядом, в девятом микрорайоне нашей столицы. По утрам они встречаются со своей учительницей в одном из дворов. И вместе с привычным: "Здравствуйте, дети!" они, как и прежде, слышат от неё: "Как настроение?". Пока идут до школы, а затем и в начале школьного дня она проводит с ними своеобразный аутотренинг.
- У каждого ребенка, как бы он ни был мал, есть свои проблемы. И ему они кажется не меньшими, чем мировые, - говорит Зоя Михайловна. - Цель моего аутотренинга - добиться открытости души, чтобы малыш переложил на мои плечи часть своих забот, чтобы за порогом класса он оставлял гнетущее настроение или тяжелые мысли. Только тогда он сможет усваивать материал.
А ведь как зачастую бывает? Мы Пете Иванову про счастливое детство толкуем, а он в это время события кошмарной ночи из-за пьяницы-отца в памяти прокручивает.
Если бы только классным мирком ограничивалось воздействие на ребенка! Но не все учителя, к сожалению, помнят об этом (в том смысле, чтобы каждодневно учитывать последствия сложного прессинга среды на хрупкую психику ребенка).
Система аутотренинга вообще составляет суть подхода Агишевой к ребенку. Не случайно в экспериментальном расписании вместо физкультуры ежедневно записаны часы здоровья и души. По мысли учителя, они направлены на оздоровление тела и духа ученика. Наряду с общеукрепляющими и развивающими физическими упражнениями предусматриваются, если так можно выразиться, тренаж психики, повышение тонуса маленького организма, по мере надобности - массаж и самомассаж.
В уроке для Зои Михайловны главное - степень насыщенности непрерывного общения учителя и учеников, она исходит из принципа: "Дети - лучшие учителя". В нынешнем году её класс продолжает работать по безоценочной системе. А анализу уровня знаний будут служить контрольные, составляемые не управлением народного образования или дирекцией школы, а... самими ребятами: в ходе изучения материала наиболее трудные задачи они выбирают для итоговой контрольной. Педагог считает, что "убивает" ребенка не только двойка, но и пятерка, как предел, как золотая клетка, за черту которой вовсе не хочется двигаться. А ведь простор непознанного так велик, значит и высшая оценка - ложь!
Думается, очень важно, что в новой методике такое большое место отводится нравственному началу. Любой конфликт, любую проблему учительница старается обратить на пользу. Возьмем такой пример: драка или шалости. Разве не стремимся мы всякий раз покончить с ними окриком или строгим взглядом? Зоя Михайловна считает, что все это бесполезно. Ей ближе мнение известного педагога и ученого Амонашвилли, что дисциплина - это преобразованные шалости. И ещё, по её мнению, шалости - это начало творчества. Для своих драчливых мальчишек она придумала "Танец бодливых бычков" и другие незатейливые, но по воздействию психологически точные игры. Особенности детского восприятия старается использовать при запоминании, при усвоении нового материала. И тут опять помогает игра - аутотренинг. Свои познания и навыки в области аутотренинга, возрастной психологии З.М.Агишева пополняла на специальных курсах по нравственной психологии одного из НИИ г.Москвы, с которым намерена поддерживать связь и дальше.
Культ урока, его интенсификация любой ценой... Для Зои Михайловны эти понятия вполне четко ассоциируются с пережитками того культа, от которого так натерпелась страна. Вот почему она мечтает вернуть радость учебе, узнаванию, а сам этот процесс подчинить ведущей цели - воспитанию личности.
Пишу это и ловлю себя на мысли, что и традиционная педагогика к этому стремится. Но где они, реальные пути достижения цели? И если находится человек, который видит их, надо, несомненно, его поддержать.
Концепция З.М.Агишевой называется "Педагогика, идущая от ребенка". В стройную систему начинают постепенно оформляться размышления о несовершенстве существующих школьной психологии и методик, созданных в высоких кабинетах, весьма далеких от реальной практики школы. Своими идеями Зоя Михайловна год назад поделилась с заведующим лабораторией проблем воспитания Академии педагогических наук СССР О.С.Газманом. Получила горячую поддержку и одобрение. И начала работать по-новому. Результаты, кажется, удовлетворили и саму учительницу, и родителей, которые для нее являются главными судьями. Но вместе с тем остро почувствовала, как тажел гнет контроля, как трудно добиться доверия. Да и сомнения не давали покоя, ведь груз ответственности был и есть несоизмеримо больше, чем право на свободное творчество, которого она добивалась...
Поехала в Академию педагогических наук. И... привезла оттуда не только одобрение, но и разрешение на открытие экспериментальной площадки по внедрению собственной методики. Назначен научный нуководитель из АПН.
Министерство народного образования Марийской автономной советской социалистической Республики открыло экспериментатору зеленую улицу. И её школа доверия с сегодняшнего дня становится реальностью. В республике создана экспертная комиссия, которая следит за ходом эксперимента и определяет статус будущей самостоятельной школы. Пока Зоя Михайловна Агишева будет заниматься со своими питомцами в одном из Дворцов культуры города. Её программа носит широкий эстетический характер. Дети продолжают уже начатые занятия изобразительным искусством, хореографией. К ним добавляются зачатки сценического мастерства, декламация, марийский язык и культура, английский язык, игра на музыкальных инструментах. Привлекаются в школу доверия ведущие мастера искусств республики, другие специалисты. Министерство культуры МАССР также поддержало педагога.
В перспективе З.М.Агишева мечтает о маленьком типовом здании на два-четыре класса и небольшими залами для эстетического и физического воспитания. По мысли специалистов академии, экспериментальные площадки могут действительно перерастать в авторские школы и своеобразные научно-практические центры.
Рассказав о первых шагах эксперимента З.М.Агишевой, мы меньше всего хотели выдать учителю какие-то авансы. Нет, подчеркиваем, сделан лишь первый шаг, гораздо больше пока - в замыслах, чем осуществлено.
Но эта история показательна тем, что поиск в просвещении, наконец, стал возможным, поощряемым делом. Появилась уверенность, что люди жаждущие творчества (а их немало), получат поддержку. Тогда и вправду из маленьких клякс на наших глазах вырастут Гераклы.

(с) Нина Ефимова

Subscribe

  • мой новый друг - МЫШЬ

    Эта история о доброй и сметливой мыши. И о наших отношениях. Всё начинается в один вечер ноября, где в моем доме собрались люди… Кухня заполнена…

  • иди и ешь

    про фастфуд обычно говорят плохо. якобы фастфуд, это не выбранная еда, просто предложенные паки, их цель быстро утолить себя и при этом дёшево; во…

  • НЕЛЁГКАЯ РУКА // история с кассиром

    вот очередная немного драматичная история. она происходит в супермаркете. я стою в очереди к кассе. а там одна женщина есть, среди кассиров, она…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments